Специфика терапевтической группы для дошкольников.

Специфика группы дошкольников.

Динамика детской группы, целительные процессы, протекающие в ней, сильно зависят от возрастных особенностей детей дошкольников. В детскую группу приходят родители с детьми, которые проявляют следующие черты:

  • Замкнутость.
  • Агрессивность.
  • Конфиктность.
  • Тревожность.
  • Дети отвергаемы коллективом сверстников .
  • Беззащитность в коллективе сверстников
  • Легкие формы аутизма диагностированные ПМПК.
  • Дети которые постоянно нарушающие ограничения.
  • Ложь, воровство.
  • Регрессивное поведение.

В любом случае основными целями детской группы является поддержка социального развития детей в широком смысле этого слова, а так же проработка специфических проблем которые проявляются в условиях группы.

Группа начинает существовать в тот момент, когда дети отпускают своих родителей в соседнюю комнату. Далее детская группа проходит ряд последовательных стадий.

  1. Эгоцентрическая стадия. Игра в стороне.
  2. Cтадия конфликта и прояснения границ. Игра рядом.
  3. Стадия взаимодополнительных ролей. Ролевая игра.
  4. Стадия сюжетно — ролевой игры.

Опишем стадии детской группы и действия психолога на каждой стадии .

Эгоцентрическая стадия.
На этой стадии происходит несколько важных событий. Сначала дети привыкают к обстановке и тому, что родители уходят в соседнюю комнату. На этой стадии дети играют почти не обращая внимания друг на друга, в своих действиях никак не учитывают другого. Интерес детей друг к другу минимален.

Эта стадия называется эгоцентрической потому, что каждый маленький участник ожидает, что окружающие будут действовать исключительно в его интересах или наоборот против него, вообщем в любом случае все нацелены на него.

На этой стадии появляются различные переживания детей: страх отделения от матери (страх одиночества), тревога неопределенности, чувство замешательства, тревога сближения с другими, смущение, интерес, возбуждение, освобождение, доверие и т.д . В семьях детей приведенных в психологическую консультацию обычно существует стойкая традиция избегания различных переживаний. Например, в некоторых семьях избегается телесный контакт, в некоторых выражение недовольства или отстаивание своих интересов и т.д. Поэтому дети в наших группах точно так же как и в семье стараются избегать различные чувства. Например некоторые незнают что делать когда чувствуешь гнев или что делать когда кто-то с симпатией тянется к тебе и т.д. Для ребенка все избегаемые переживания ощущаются как общее непрятное чувство без особого осознания и анализа, поэтому условимся называть совокупность этих переживаний “тревогой” .

Мы наблюдаем как дети пытаются уменьшать свои неприятные переживания:

а) ребенок пытается целиком овладеть вниманием ведущих;
б) ребенок пытается прервать работу родительской группы и вынудить родителя выйти в игровую или отвести ребенка домой;
в) ребенок находит в пространстве комнаты уединенное место и занимается стереотипной игрой поглощающей все его внимание;
г) ребенок отреагирует тревогу во вне с помощью беготни и хаотичной игры.

В последнем случае ребенок таким образом рассеивает свое внимание и отвлекается от внутреннего дискомфорта. Поведение с помощью которого ребенок избегает неприятные переживания часто само по себе является причиной обращения в консультацию. Итак, тревога побуждает ребенка к избеганию контактов со сверстниками и активному поиску защиты у взрослых.

Парадокс эгоцентрической стадии в детской группе заключается в том, что тревога гасит ориентировочную деятельность детей , а тем временем эффективно уменьшить свою тревогу ребенок может только развернув активную ориетировочную деятельность т.е. устроится, потрогать, прислушаться, присмотреться к тому, что происходит вокруг , где хорошо, а где не очень, что нравится, а что нет , какие дети и взрослые вокруг, что они делают и т.д. Соответственно задачами психолога на этом этапе развития группы поддерживать ощущение безопасности, поддерживать ориентировочную деятельность и поддерживать интерес детей друг к другу.

Это происходит следующим образом. Один ведущий внимательно следит за физической безопасностью детей (чтобы не избили друг друга чтобы не покалечились и т.д.). Другой ведущий тем временем, поочередно подстраивается к каждому ребенку, выбирая в первую очередь тех, чья тревога по невербальным сигналам очень высока. Психолог систематически обращает внимание ребенка сначала на ощущения разной модальности, проговаривает, что происходит, а затем на то, что делают другие дети, спрашивает о том, что нравится, а что нет и наглядно демонстрирует безопасность происходящих событий. Так же психолог поддерживает выражение желаний участников группы. Вопрос “ чего ты хочешь?“ на этой стадии звучит довольно часто. На эгоцентрической стадии психолог спрашивает о желаниях детей, которые ведут себя малоактивно или гиперактивно.

С аутичным и ослабленным ребенком эта работа протекает довольно долго, с другими детьми эта работа обычно не затягивается. Очень важно в этой работе не “залипать” надолго на одном ребенке. Основная задача этой стадии — постоянно обращать внимание детей на игры друг друга, поддерживать интерес детей друг к другу, поддерживать любую созидательную деятельность и одновременно фрустрировать избегающее поведение детей. Фрустрируется демонстративное и гиперактивное поведение. На эгоцентрической стадии характерно преобладание игры которую можно назвать “игра в стороне”.

Стадия конфликта и построения границ начинается в разгаре работы над проблемами первой стадии. Чем больше дети интересуются друг другом и чувствуют себя в безопасности, тем больше они начинают вмешиваться в игру друг друга, усиливается борьба за игрушки и пространство. Эта стадия идеальна для проработки личных и социальных границ. Обычно в группе есть 1-2 ребенка активно нарушающих границы других и 1-2 ребенка которые позволяют нарушать свои границы. На этой стадии проявляются проблемы детей в семьях которых нарушены межличностные границы и границы между подсистемами. В родительской группе матери этих детей говорят, что они воспринимают желания и переживания ребенка как свои собственные, а вопрос о личных желаниях не связанных с ребенком ставит их в полнейший тупик, Когда они говорят о ребенке, употребляют местоимение “мы”, там где оно противоречит смыслу высказывания, например: “ мы так температурили!“, когда температура была только у ребенка. Основной задачей этой стадии является построение психологических границ. Это значит, что психолог отслеживает конфликтные взаимодействия и учит спрашивать партнера можно или нельзя вмешиватся в игру, войти в дом и т.д. Так же для каждого ребенка находится “дом”, место где его никто не может тронуть. На этой стадии “игра в стороне” переходит не без помощи психолога в “игру рядом”. Здесь так же ведущему важно удерживать позицию при которой он не гасит конфликт, но и не дает детям причинить друг другу сильную боль. В отношениях со взрослыми здесь возникает тема запретов “можно-нельзя”. Ребенок воспроизводит отношение к родительским запретам и провоцирует психологов на чувства и поведение возникающие у родителей. Ведущие стараются отвечать на провокации так, чтобы у ребенка появился новый опыт отношений с авторитетами.

Стадия взаимодополнительных ролей начинается уже в ходе проработки второй стадии. Наиболее распостранены следующие ролевые пары и треугольники: преследователь-убегающий, жертва — спасатель, актер — зрители, садист-мазохист, хулиган-усмиритель и т.д. На этой стадии еще нет развернутых сюжетов, обычно дети проигрывают по много раз одно и то же взаимодействие. Взаимодополнительные роли это попытка детей разыграть в социуме ролевую структуру семьи и основной семейный миф. Задачи психолога следующие: сделать роли яркими и очевидными для детей, затем помочь детям разыграть новые малоосвоенные в семье роли, начать усложнять ролевые взаимодействия предлагая детям простейшие планы в один — два хода. Ведущие группы могут откровенно подтрунивать над ригидными ролевыми позициями и семейными мифами, предлагать новые варианты выхода из простых социальных ситуаций, разыгрывать детско — родительские сценки помогая ребенку выразить чувства, могут предлагать обмен ролями и т.д.

На последней стадии сюжетно-ролевой игры дети разыгрывают сложные сюжеты.
Здесь наиболее важным является овладение опытом проживания запрещенных в семье тем и чувств. На каждой стадии детской группы есть отношения которые необходимо пережить и навыки которые важно усвоить для комфортного перехода на следующую стадию.

  1. Эгоцентрическая стадия. Избегаемые отношения — отношения сближения. Проживаются страхи которым противопоставляется интерес, ориетровочная деятельность и реализация желаний .
  2. Стадия прояснения границ. Проживается опыт ограничений и агрессия. Здесь устанавливаются нормы группы во многом заданные ведущими: “можно ли взять?”, спасибо-пожалуйста, “нельзя бить другого ребенка, можно грушу” и т.д. Закрепляются обычные социальные навыки, а так же навыки отстаивания границ и безопасного выражения агрессии.
  3. Стадия взаимодополнительных ролей. Здесь происходит сознавание проблемного поведения ребенком например: Зачем ты специально падаешь на ринге?
  4. Стадия сюжетно ролевой игры. Здесь группа строит модель семьи и общества в которой может быть множество избегаемых тем и навязанных стереотипов поведения, с этим и работает психолог.
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика