Сидорова Татьяна, Бурцева Елена | Наркомания и алкоголизм как два полюса несвободы в отношениях с другими людьми

(Материалы для проведения групповой дискуссии на указанную тему)

 Тезис 1. Без ПАВ химически зависимые люди не свободны в отношениях с другими.

  • Существуют различные сферы несвободы и уязвимости химически зависимого человека. Это области самооценки, чувств, заботы о себе и взаимоотношений с другими людьми. Последняя область особенно интересна для обсуждения в среде психотерапевтов, так как объектом терапии как раз и являются отношения между людьми, а сама психотерапия – это лечение именно отношениями.
  • Свобода в отношениях с другими людьми предполагает возможность приближаться к ним и отдаляться, вступать в отношения зависимости и выходить из них.
  • У алкоголиков и наркоманов химические вещества встают на место человеческих взаимоотношений, так как их легче контролировать и они «надежнее» людей.

Тезис 2. В терапевтических отношениях социальная несвобода у алкоголиков и наркоманов проявляется по–разному.

Алкоголик – невротик, избегает одиночества, стремится присоединиться к группе, к ведущему, который воспринимается как авторитетная, сильная фигура, чувствует себя виноватым и стремится искупить это, быть «хорошим», поэтому избегает проявлений недовольства, агрессии. Находится в патологическом слиянии по отношению к группе и ведущему. В ситуации, когда его вынуждают отстаивать или просто предъявлять себя, чувствует страх и вину.

Наркоман – нарцисс, не выносит объединения с кем-либо, воспринимает это как попытку подчинить его чужой воле, постоянно находится в конфронтации с группой и ведущим, обесценивая его действия, в любой поддержке ожидает своего унижения. Поэтому не рискует говорить о своих проблемах и просить о помощи. Он слит со своим страхом унижения и замкнут в полярности «всемогущество – ничтожество».

Тезис 3. Существуют различия между алкоголиками и наркоманами, позволяющие поляризовать их по некоторым параметрам.

Работая с химически зависимыми пациентами, трудно игнорировать тот факт, что, несмотря на одну болезнь и сходный путь выздоровления, наркоманы и алкоголики отличаются друг от друга; и для успеха реабилитации не последнее значение имеет понимание и использование этих различий.

  • Различаются психологический возраст и возраст начала употребления.

Прежде всего, заметно, что наркоманы гораздо моложе алкоголиков. И это касается не только биологического возраста (то есть начала употребления и формирования болезни), но, что еще важнее, психологического возраста, определяя который мы имеем в виду «нерешенные задачи развития», различные на каждом этапе взросления человека.

  • Различается скорость образования болезни и развития зависимости от ПАВ.

Зависимость от наркотика формируется скорее, чем от алкоголя, быстрее формируются патологические защиты, поддерживающие употребление и разрушающие прежние ценности (если они вообще успели сформироваться, хотя, конечно уже успели, поскольку каждый человек более или менее чем-то дорожит в жизни), а значит и личность, будучи к тому же незрелой, разрушается быстрее. Сам наркотик – вещество, социально осуждаемое и запретное, что делает его более привлекательным, чем тот же алкоголь, позволяет чувствовать себя взрослее и значительнее, чем другие.

  • Болезнь начинается с разных точек отсчета, разного уровня личностной зрелости.

Алкоголик уже умеет присоединяться сотрудничать, дорожить контактом, наркоман – нет. Чаще всего алкоголик имеет и более значимый социальный статус. У алкоголика до болезни уже существовали ценности в жизни, восстановление которых может быть достаточной мотивацией для выздоровления. Им необходимо восстановить разрушенные алкоголем области жизни, то есть вернуть себе контроль над своей жизнью, принять на себя ответственность за то, что в ней происходит, отказаться от позиции жертвы обстоятельств, которые вынуждают его пить.

У наркомана надо еще сформировать ценности, за которые он мог бы «зацепиться», чтобы выздоравливать и только после этого работать над принятием на себя ответственности за свою жизнь. Кроме того, им необходимо укрепить свою безопасность, получить опыт того, что они могут действовать в этом мире, что-то менять, что они не беспомощны и не одиноки. Опыт поддержания трезвости как раз и помогает в этом. Они сами что-то делают и остаются чистыми. Рядом с ними есть такие же, как и они, им есть на кого опереться.

Но и тем и другим придется начинать с принятия на себя ответственности за свое выздоровление. Необходимо сознавание того, куда их привело употребление вещества и понимание, что только они сами могут решить, что им делать дальше с этим.

  • Разные мотивы употребления.

Алкоголик пьет, чтобы быть «как все», облегчить себе присоединение к общности людей. Наркоман употребляет, чтобы подчеркнуть свою независимость, а для этого ему надо научиться игнорировать и других людей, их потребности, и свою потребность в близости, в других людях. (Тем более, что эта способность к близости у них не очень–то и сформирована. Игнорирование других людей скорее спасает от страха перед ними, обеспечивая безопасность через отчуждение).

  • Отличается основная потребность, фрустрация которой приводит к употреблению.

Основная фрустрированная потребность у алкоголика – в близости, присоединении, у наркомана – в безопасности, причем последняя может быть обеспечена, прежде всего, с помощью всемогущего контроля, который дает власть не только над окружающими людьми, втянутыми в манипуляции наркомана с целью поддержания употребления и собственной безответственности за его разрушительные последствия, но, что еще важнее, контроль дает власть и свободу манипулирования собственными чувствами и состояниями, не вступая при этом в контакт с окружающим миром, ничего не меняя ни в нем, ни в себе.

На первых этапах употребления алкоголь сближает, наркотик – аутизирует, таким способом удовлетворяя основные потребности алкоголика и наркомана, обеспечивая существование иллюзии близости для алкоголика и иллюзии контроля и самодостаточности у наркомана.

  • Отношение к другим людям различно.

Алкоголик чувствует себя хуже других, виноватым и неуверенным. В душе может считать себя хорошим и не понятым, быть обиженным, подавлять агрессию. Наркоман – чувствует свое превосходство и обиду на других за то, что его не признают самым лучшим, при этом сам в глубине души считает себя плохим, стыдится себя, подавляет свою потребность в близости, поддержке, обращенную к другим.

Алкоголик пьет «с горя», наркоман – «из мести». Алкоголик чувствует себя ущербным, наркоман – избранным. Алкоголики и наркоманы часто чувствуют взаимное отчуждение. Наркоманы презирают алкоголиков, алкоголики боятся наркоманов.

  • Различаются защитные механизмы, обслуживающие зависимость.

Защитные личностные механизмы: алкоголик – проекция, наркоман – диссоциация. Общий механизм для них – проективная идентификация.

Тезис 4. Общая болезнь – химическая зависимость стирает исходные различия между алкоголиками и наркоманами и приводит к одному и тому же социальному результату – отчужденности и одиночеству.

Что же общего между наркоманией и алкоголизмом?

  • Прежде всего, использование химического вещества,

которое поступает в организм из внешней среды, для изменения состояния сознания в целях саморегуляции. В результате систематического употребления такого вещества от него формируется зависимость, которая сходным образом развивается при использовании и алкоголя, и наркотика. Эта зависимость расценивается как болезнь, требует специального лечения, и выздоровление от нее так же проходит общие, закономерные этапы. Химическая зависимость приводит к физическому, духовному, социальному, психологическому разрушению человека.

  • Личность и болезнь переплетаются очень тесно.

Сначала личность использует вещество, то есть болезнь, для удовлетворения своих фрустрированных потребностей суррогатным, но безопасным, способом, потом болезнь использует личность для своего развития и существования. Кроме того, болезнь вырабатывает свои защитные механизмы, прежде всего обслуживающие употребление. Со временем личность постепенно начинает использовать эти механизмы вместо существовавших у нее ранее, более разнообразных, гибких, и часто более зрелых защит, способствующих хорошей адаптации в жизни, поскольку основной потребностью становится не развитие и деятельность, а употребление.

  • Болезнь, употребление вместо «спасителя» оказывается ловушкой для личности.

Иллюзия удовлетворения основной потребности с помощью вещества перестает существовать, когда начинаются проблемы, связанные с употреблением, когда начинает разрушаться сама личность. В результате алкоголик больше не нуждается в других, а наркоману больше не над кем торжествовать, другие люди перестают иметь значение. Для обоих значимым объектом остается только вещество – объект зависимости и единственный оставшийся способ выживания.

  • Употребление ПАВ приводит и алкоголика, и наркомана к одному и тому же результату – одиночеству, отчужденности от людей и мира вокруг, от самого себя, замену контакта с другим человеком контактом с веществом.

Поэтому и ту, и другую зависимость называют болезнью одиночества. Со временем личностные особенности стираются, на первый план выходят особенности болезни, которая постепенно «съедает» личность, делая употребляющих людей похожими друг на друга. С алкоголиками это происходит чуть медленнее в силу особенностей самого вещества – алкоголя, наркотик на человека действует более разрушительно.

Тезис 5. Поддержание трезвости пациента – первичная задача психотерапии и необходимое условие для его выздоровления.

Первичной задачей, стоящей перед выздоравливающим химически зависимым, является способность оставаться трезвым. В своей работе психотерапевт, прежде всего, заботится о том, чтобы пациент овладевал навыками выдерживать напряжение, связанное с необходимостью отказываться от ПАВ. Поэтому на первом этапе, когда уже прошли симптомы абстиненции, необходима работа по преодолению отрицания болезни, сознаванию потерь от употребления, перспектив употребления и принятию на себя ответственности за свою трезвость. Пока это единственная ответственность, которую взять на себя по силам пациенту. Если пациент остается трезвым и его жизнь восстанавливается в разных сферах, можно говорить о первом достигнутом результате.

Можно работать только с трезвым пациентом, не трезвый пациент имеет универсальный способ улучшить свое состояние без терапевта и без собственного труда, то есть прежним безответственным и саморазрушительным способом.

Необходимость заботиться, прежде всего, о трезвости связана с тем, что срыв может закончиться смертью и другого шанса помочь у нас просто не будет.

Терапевт, работающий в этой области, должен принимать эти особенности, свое бессилие и, возможно, ограниченность своих действий, которые диктуются, прежде всего, необходимостью. Терапевт либо принимает эти условия, либо нет. Здесь встает вопрос, работает терапевт для себя или для пациента. Здесь ставка – жизнь пациента, что ограничивает терапевта в выборе своего способа приспособления и адаптации в работе.

Тезис 6 . Идея спасения губительна для химически зависимых.

Идея заключается в том, что кто-то придет и обеспечит им счастливое и безопасное существование. Это идея изживается только через переживание своего бессилия в присутствии другого человека, который может просто быть рядом, поддерживая чувство сопричастности, близости с пациентом. Это тот опыт, который независимый может разделить с зависимым человеком.

Тезис 7. Значительные расхождения в позициях и методах лечения у специалистов, занятых реабилитацией химически зависимых, влияют на выбор стратегии взаимодействия с пациентом.

Существуют различные модели лечения.

Различаются позиции в лечении у врачей, психологов и психотерапевтов. У психотерапевтов основной инструмент работы – отношения с пациентом. Психолог старается избегать отношений с отдельным пациентом, заботясь, прежде всего, о том, чтобы пациенты учились «пользоваться» друг другом, а не им. Врач занимает директивную позицию, не работает с группой, относясь к пациенту как к объекту воздействия, телу, над которым совершаются определенные манипуляции. В смысле отношений врач дальше всего от пациента. У врача и в отношении к психологам и психотерапевтам такая же нарциссическая позиция человека, знающего, что и как надо делать.

У этих специалистов могут быть разные представления о результате реабилитации.

Вопросы для обсуждения со специалистами, практикующими в области реабилитации химически зависимых:

  • Что является результатом работы для разных специалистов, что значит лечение?
  • Что является критерием выздоровления для разных специалистов?
  • Каковы причины трудностей во взаимоотношениях врачей, психологов, психотерапевтов?
  • Каковы личностные особенности тех, кто занимается реабилитацией и как это проявляется в терапии?
  • Какие потребности удовлетворяет человек, работающий с химически зависимыми?
  • Каковы возможности терапевта в лечении зависимых?
  • Каковы ограничения психотерапевтического воздействия?
  • Можно ли ограничиться индивидуальной терапией?
  • Как несвобода проявляется в терапевтических отношениях?
  • Какие задачи решает психотерапевтическая группа?
  • Как лучше лечить: в смешанных или однородных группах?
  • Что могут дать алкоголики и наркоманы друг другу?
  • Кто «лучше», кто «хуже» выздоравливает?
  • Что может помочь химически зависимым в выздоровлении?

 

Дополнительные материалы

Основные этапы работы:

  • Работа с болезнью, преодоление отрицания. Эмоциональное «размораживание», принятие ответственности за свое выздоровление, обнаружение, осознавание защитных механизмов, поддерживающих систему отрицания болезни.
  • Осознавание точки жизни, в которой пациент находится сейчас в результате употребления.
  • Возвращение пациентам переживания потери контроля над своей жизнью и разрушительного действия вещества, осознание необходимости помощи и своего бессилия. Для пациента должно быть ясно: контролировать употребление нельзя, впереди ждет гибель, надо сделать все, чтобы избежать первого употребления.
  • Обеспечение понимания пациентом, что надо делать, чтобы не употреблять. Что такое выздоровление. Что такое срыв, его симптомы, протекание, возвращение из срыва.
  • Работа с личностными особенностями. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции (то есть обращение с аффектами, обращение за помощью, страх, вина, стыд как инструменты саморегуляции). Пациент должен научиться получать удовольствие от своего тела, включиться в какую-либо деятельность (вносить что-то свое во внешний мир), сформировать ценность отношений с другим человеком. Интеграция Я-реального и Я-идеального, восстановление самоуважения, адекватной самооценки.
  • Обнаружение фрустрированных потребностей. Поиск причин фрустрации. Чего не может делать сам, с чем сам не может справиться. Поиск ресурсов для реализации этих потребностей.
  • Возвращение и проработка избегаемых чувств: стыд, страх, вина, зависть, благодарность, надежда.

Мишени для терапевтического воздействия:

  • Отрицание болезни.
  • Стереотипы поведения.
  • Манипуляции и механизмы защиты.
  • Нарушение контакта с собой, эмоциональная бесчувственность, отсутствие потребностей, интересов, привязанностей.
  • Внутренняя изоляция, пустота.
  • Расщепленность. Диффузная идентичность.
  • Социальная некомпетентность.

ЗУН, необходимые для выздоровления пациента:

  • Использовать сообщество и его опыт для поддержания трезвости.
  • Пользоваться группой как мини-социумом, источником поддержки, обратной связи, корректирующей поведение.
  • Научить близких способам взаимодействия с пациентом.
  • Знание концепции болезни, умение распознавать ее симптомы, в том числе различные формы тяги.
  • Принятие зависимости: просьба о помощи, отказ от попыток контроля.
  • Принятие своего бессилия и неуправляемости, честность, обнаружение своих защитных механизмов, принятие формулы изменения «Я плюс среда».
  • Принятие ответственности за свое выздоровление.
  • Умение распознавать, переживать, выражать чувства. Повышение эмоциональной устойчивости.
  • Укрепление положительного отношения к себе, формирование позитивной самооценки, принятие себя реального. Способность позаботиться о себе.
  • Нахождение ресурсов решать проблемы и переносить напряжение. Творческий подход к собственной жизни.
  • Способность устанавливать поддерживающие отношения с миром и людьми.
  • Формирование навыка целенаправленной деятельности.
  • Развитие саморефлексии, способности распознавать свои защитные механизмы.

Психологические задачи, решение которых может существенно помочь выздоровлению:

  • Восстановление целостного переживания себя.
  • Возвращение способности жить «в среднем» диапазоне чувств, «скучно».
  • Интериоризация позитивного, целостного, реалистического отношения к себе, интеграция полярностей любви – ненависти.
  • Восстановление у пациента интереса к своей жизни, к себе.
  • Переживание реалистического разочарования в атмосфере поддержки, принятие ограниченности возможностей фигуры, которая ранее казалась всемогущей. Ее реалистическое восприятие с сохранением к ней уважения и теплой привязанности.
  • Способность опираться на среду, когда необходима помощь.
  • Переживание благодарности, привязанности.
  • Переживание потери, отвержения, используя поддержку другого человека.
  • Восстановление шизоидной и невротической частей.
  • Укрепление Эго-функции.  

Tags:

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика