Психотерапия как инициация

Эту программу можно использовать как спецкурс в рамках более широкого проекта обучения студентов работе с группами и особенностями групповой динамики.

            Название программы обусловлено предположением о том, что современная психотерапия, ее этапы и смыслы соответствует древним ритуалам инициации, утраченным в современном обществе. Аналогия процесса психотерапии в терапевтической группе с ритуалами инициации позволяет выделить фазы развития группы, соответствующие фазам инициации.

            Для того  чтобы понять, чем обусловлено такое предположение, я подробнее расскажу о смыслах и фазах инициации и о том, почему психотерапию можно рассматривать как процесс инициации.          

            В древних племенах инициация является неотъемлемым ритуалом, совершающимся для перехода подрастающего поколения во взрослое сообщество, для того, чтобы юноша мог стать полноправным членом общества.

            Перемена социального положения, включение в жизнь взрослых людей на равных с ними правах требует от инициируемого определенной готовности разделить тяготы и заботы взрослых, ответственности. Поэтому инициационные обряды и ритуалы сопровождаются всевозможными испытаниями, проверкой физической выносливости, проверкой психической устойчивости, прохождением инициируемых через опыт агрессии и передачу знаний об обрядах, традициях племени от наставников и более старших членов племени.

           

            В своем небольшом исследовании я опиралась на описание ритуала инициации у древних славян.

            Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы: 1) выделение индивида из коллектива; 2) пограничный период; 3) реинкорпорация в коллектив.

            На первой фазе инициации  юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Лагерь, где совершалось посвящение, чаще всего находился в лесу. Выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на «том» свете.

            В реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, женщины-жрицы, которые проводили начальный этап инициации. В дальнейшем их роль переходила к жрецам-мужчинам.
В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen — порог) фазы инициации.

            Умирая в своей старой ипостаси, испытуемый в ходе древнеславянской инициации «перерождался» в волка и становился членом мужского «волчьего» союза. Ритуальное перерождение инициируемых в волков (или псов) в древности было характерно для многих индоевропейских народов, в частности для балтов, германцев, кельтов, индоиранцев и др. Волк почитался как тотемный предок и родоначальник племени.
Как же проходил сам ритуал превращения инициируемого в волка? Можно предположить, что эта операция совершалась путем одевания волчьей шкуры, опоясывания и употребления опьяняющих веществ.

            Пройдя ритуал перерождения в волка, юноши становились членами мужского «волчьего» союза. На этом инициация не заканчивалась; а начинался второй ее этап.
Для лиминальной фазы были характерны также физические испытания посвящаемых — нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. Жалкое состояние инициируемых отражалось в их внешнем виде и одежде. Во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т. п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить. Во время инициаций в украинских парубоцких громадах, у ремесленников, среди нищих и особенно у казаков испытывались сила, ловкость и выносливость посвящаемых.

            Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени, различным магическим приемам влияния на окружающий мир.

     Юноши, прошедшие посвящение в члены «волчьих» союзов, становились молодыми воинами-«волками». Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью», т. е. воюя и грабя.

             В легендах об оборотнях одним из главных моментов является разбой людей-волков. Они нападают на домашний скот, причем не только в поле, но и в деревне, грабят и убивают людей.

            В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни воровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки. У хозяев, чем-то им не понравившихся или не пускающих девушек на улицу, ломали и разбирали хозяйственные постройки, снимали ворота, раскрывали избы, вытаскивали на крышу телеги и лошадей, опустошали огороды и т. п. О ремесленных подмастерьях, объединенных в господы, средневековые документы сообщают, что они во время подмастернических странствий «пьянствуют», «делают бунты», «берутся за сабли», «забавляются гулянками» и пр.

            После того как в многочисленных боях и разбойничьих походах члены «волчьих» союзов доказывали свою силу и мужество, они, по-видимому, проходили заключительные обряды инициации — возвращение в свою общину и посвящение в полноправные ее члены.          Ритуалы реинкорпорации юношей-«волков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т. е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов. Этнографические материалы свидетельствуют об этом достаточно убедительно. Так, смена имени в ходе инициации характерна не только для первобытных народов, но и для славян и их соседей в историческое время. В частности, украинские, чешские, польские, а также западноевропейские цеховые ремесленники в период средневековья проходили особый обряд переименования, имитировавший церковное крещение новорожденного.

            О новом рождении инициируемого свидетельствовало и надевание им новой рубахи (у поляков) и вообще новой одежды, соответствовавшей новому статусу.

            Легенды рассказывают также, что оборотней при их перерождении в людей, как правило, били (палкой, бичом и др.), чтобы «разбить» волчьи шкуры. В инициации других индоевропейских народов, например осетин, входил ритуал перековывания и закаливания инициируемых. С ним можно сопоставить широко распространенный среди восточных славян сказочный и легендарный сюжет о перековывании кузнецом старых людей на молодых, который, как отмечает В. Я. Пропп, связан с инициациями. Все это дает основание предположить, что у древних славян на заключительном этапе инициации совершалось, возможно, ритуальное перековывание инициируемых кузнецом. А кузнец в мифологии, как известно, — демиургический персонаж, «наделенный сверхъестественной созидательной силой».
Еще одним обрядовым действием, входившим в заключительный этап инициации, была, вероятно, ритуальная стрижка и бритье посвящаемого.

            Можно предположить, что на заключительном этапе инициации» когда юноши умирали в качестве «волков» и возрождались как люди, имел также место ритуальный переезд на лошади из «того» света в мир людей. Это относится и к символической роли коня, который перевозил инициируемого на «тот» свет и обратно.

            На основании приведенных данных можно сопоставить современную психотерапию с древним ритуалом и выделить в процессе психотерапии несколько фаз или стадий, соответствующих фазам инициации. Эти фазы таковы: переход в новое пространство, агрессия, испытания, обретение знания, возвращение и переименование. 

                        Программа работы с групповой динамикой в терапевтической группе.

 

1 частьПереход. Встреча. Соответствует первой фазе инициации.

Уход от обыденности. Переход в новое пространство (групповое). Адаптация к этому пространству и новым условиям. Получение поддержки. (В инициации юношей встречает старуха. С женским образом связано получение поддержки). Фокусировка на собственном развитии в противовес сосредоточенности на жизни в социуме. Возможность смены представлений о себе. Возможность заботы о себе. Перерождение. Развитие чувствительности.

 

2 часть. Агрессия. Соответствует второй фазе инициации.

Активизация групповой динамики. Возможность предъявления разнообразных чувств. Их легализация. Работа с полярностями, как открытие в себе и других оборотной стороны. (В инициации превращение в оборотня).

 

3 часть. Испытания. Соответствует второй фазе инициации.

Открытие в себе болезненных свойств и переживаний. Возможность выдержать правду о себе. Фрустрация. Сопротивление. Борьба за власть. Смирение как возможность принятия себя и других. Парадоксальная теория изменений.

 

4 часть. Обретение знания. Соответствует второй фазе инициации.

Приобретение знания о себе, о других, введение теоретических понятий.  Интеграция.

 

5 часть. Взросление. Переименование. Возвращение.Соответствует третьей фазе инициации.

Ответственность. Учет реальности. Соотнесение своих желаний с требованиями окружения. Возникновение баланса модальностей «Даю» и «Получаю». Творческое приспособление.

Готовность к переходу в повседневное пространство. Обретение нового облика. 

             Предполагаемые результаты. 

            В ходе групповой работы участники приобретают новое качество жизни. В этом плане развивающим эффектом здесь является:

            — готовность к изменению, которая, как правило, есть у участников, еще до участия в программе. Это выражается в том, что при наборе в группу на приглашения на собеседование откликаются только те, кто затем действительно приходит в программу.

Роль ведущих в этом процессе – действительно встретить хорошо, максимально поддержать в том, чтобы отойти на время от повседневности и уделить время заботе о себе.

            — легализация и разрешение на любое проявление себя. Стимулирование доверия к себе, возможность быть собой.

            — предъявление реальности со стороны ведущих и участников программ. Поддержка в том, чтобы удерживаться в реальности, не избегать возможности развития, т.е не уходить из группы.

            — новые знания и технологии.

            — повышение ответственности, осознанный выбор, новый образ себя, возможность быть собой, доверять себе, действовать в соответствии со своими инстинктами и с опорой на разум.

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика