Лень: порок, диагноз или возможность

Кто знал бы, чего стоит день, тот понимал бы, что умирает с каждым часом.Сенека Свою работу нам хотелось бы начать со слов М.С.Норбекова «Лень — это стремление к покою. Покой стремится к своему высшему идеалу — абсолютному покою. Лень — это смерть в миниатюре». Эти слова выявляют противоречие современного человека — он направляет все свои усилия на создание комфорта и покоя, которые могут так увлечь, что привести к саморазрушению. Увы, комфорт подавляет потребность к поиску изменений. В  поисках способов изменить неинтересную, однообразную и постылую жизнь сотни людей приходят в приемную психотерапевта. И именно из-за страха потерять привычный комфорт, многие поспешно возвращаются к своей постылой, но такой родной и привычной жизни, объясняя частенько свои действия наличием большой лени и отсутствием сил и времени с ней бороться! И, все не так просто, как кажется: отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности – показатель цивилизованного общества и лени одновременно. Лень же при этом – расценивается как недостаток воспитания, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником окружающих и общества. Но, почему же она так сильна и является таким мощным внутренним ограничителем для многих жаждущих перемен людей? Попробуем  немного разобраться!Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. От нее хотят избавить себя и вытравить ее в других. Да вообще, лень — жуткая вещь, по её милости куча людей болеют «неизлечимыми» болезнями, считаются неудачниками, остаются старыми девами, не могут устроиться на работу, избавиться от комплексов, похудеть и т.д. Считается, что почти все наши неудачи и беды от лени, что если мы все от нее избавимся, то все у всех будет хорошо. Проблемы воли и безволия в борьбе с ленью рождают современную проблему противоречия социальных необходимостей и природных потребностей человека, конфликт цивилизации и естества. Почти все основные инстинкты, которые являются главной мотивацией человека к деятельности, вступают в противоречие с требованиями цивилизации: агрессивность, страх, секс, собственничество, жажда власти…, и лень приходит на место возбуждению! Однако природа, в том числе и человеческая, никогда ничего не делает просто так. Человек – дитя природы и матушка-Лень играет в его жизни одну из главных ролей. Что же такое лень? Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой определяет лень как «отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду». Быть ленивым – значит, для общества, быть плохим, непорядочным и виноватым в неудачах своей жизни и жизни своих близких.Другое определение лени – «потребность в экономии энергии» [7]. Лень – это инстинкт самосохранения от излишних действий, то есть защитный механизм, некая форма перерасслабления при, так называемом, перенапряжении психики человека.   Лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие с целью поберечь силы. Для чего? С психологической точки зрения внезапная лень – это тревожный симптом, повод  проанализировать  ситуацию, и  понять  какую  важную область жизни человек обделяет своим вниманием, прикрываясь ленью.  Если ему лень что-то делать, значит, он испытывает внутреннее сопротивление. Вред лени в том, что она ослабляет самоконтроль, мешает не только достичь многих целей, но и сохранить важные ценности. «На протяжении всей своей жизни человек, наравне с животными, усваивает модели поведения, направленные на удовлетворение инстинкта самосохранения. Эти модели очень сложны, и человеку дорого приходится платить за моменты удовольствия, расслабления и покоя. Столкнувшись с реальной опасностью для жизни, причем как физической, так и психологической, человек внезапно обнаруживает для себя возможность умереть (достигнуть полного покоя, замереть) значительно быстрее, чем он мог себе представить» [4]. И в этот момент, когда эта «соблазнительная» идея начинает разворачиваться в его сознании, инстинкт самосохранения незамедлительно пытается блокировать ее, запуская негативные эмоции тревоги, страха и ужаса. Осознанное переживание негативных эмоций не принято в обществе, поэтому человеку приходится их прятать не только от других, но и, со временем, от самого себя. В результате он сознательно приучает себя, для соответствия канонам общества, не переживать негативные эмоции, заменяя их привычными стереотипами поведения: усталостью, грустью, зависимым поведением, сном (реальным или наяву). Все это приводит к бездействию, а стало быть, классифицируется как лень. Постепенно взрослея, для человека становится затруднительным свободное и осознанное переживание любых эмоций, как позитивных так и негативных, что приводит к их замещению более привычными социально «одобряемыми» действиями: рассуждением, вместо переживания; оценкой, вместо спонтанности; выполнением косвенного действия, вместо прямого. В результате нарушается связь в цепочке переживания — мысли — желания — действия, что приводит к потере ощущения «я живу» и, как следствие, психологическим заболеваниям.Джеймс Бьюдженталь так характеризует это состояние потери [2]: «Слишком часто мы слепы и глухи к нашим потребностям, к нашим желаниям, к ощущению возможностей, открывающихся перед нами в жизни. У нас слишком ограниченный и частичный взгляд на свою природу, и мы не знаем, как достичь жизни, которая является нашим естественным состоянием…Я буквально утверждаю: каждый из нас — искалеченный человек, поврежденный в своей жизненности и интуиции…, и наша природа несет в себе нереализованный потенциал…Мы искалечены множеством влияний; мы инвалиды в той же степени, как слепые и глухие люди. Мы не используем свой потенциал полностью. Наше утраченное чувство важнее, чем зрение и слух или обоняние и вкус; это чувство нашего бытия. Это утраченное чувство является внутренним зрением, которое позволяет нам постоянно осознавать, насколько наш внешний опыт соответствует нашей внутренней природе»Напряжение внутреннего желания, необходимое для концентрации усилий в его реализации, нивелируется избыточным расслаблением и потерей жизненной энергии, потерей возбуждения жить и действовать. Кроме того, лень, как и другие качества, может усугубиться, стать привычным способом реагировать на любые трудности, любые препятствия в жизни, необходимые для развития личности человека и его творческого самораскрытия, то есть для интересной и насыщенной жизни рядом с другими людьми.В славянской мифологии Лень и Отеть – духи, развращающие человека и мешающие ему нормально жить и трудиться. Лень – первая степень падения. Более высокая, вторая, степень – Отеть. Под их влиянием, человек становится вялым и неповоротливым, и в критической ситуации не предпринимает ничего для спасения себя и своих близких. Инстинкт самосохранения превращается в механизм саморазрушения.В одной притче детально рассматривается воздействие лени на человека. В деревне жили два больших лентяя – муж, по имени Тала, и жена, по имени Ула. И были они так ленивы, что когда умерли их родители, то весь их дом превратился в помойку, полную отходов, мышей и тараканов. Соседи приходили, просили, угрожали, предлагали помощь, для того, чтобы Тала и Ула взялись за дело и  не подавали дурной пример молодежи. Но муж и жена отмахивались от неуемных соседей и продолжали бездельничать.Тогда рассерженные соседи решили вывезти их просто на кладбище и оставить их там лодырничать до самой смерти, и не позорить род людской. Бросили они Талу и Улу на телегу, забросали старыми одеялами и тряпьем, чтоб дети не видели стыда такого и отправились в путь. А день выдался солнечный. Душно и жарко лентяям под кучами тряпья. Стонут они, страдают, но не шевелятся – лень!По пути обозу встретился всадник и спросил у сопровождавших телегу людей, кого они везут и куда. Услышав страшный приговор односельчан, сжалился над беднягами и предложил забрать их к себе в дом и обещал дать им приют и зерно для хлеба. На что Тала промямлил, еле шевеля от лени языком: «Так зерно, небось, надо перемолоть?!», а Ула добавила: «А кто печь хлеб будет? Я? Ну, нет! Лучше уж на кладбище!»Как сказал Сенека Старший: «Много ли радости прожить восемьдесят лет в праздности? Такой человек и не жил, и замешкался среди живых, и не поздно умер, а долго умирал».В библии говориться о трех причинах этого душевного порока: отсутствие мудрости, страх будущего, уныние. В основе лени лежит душевный разлад – это безмолвное признание собственного бессилия, при нежелании обратиться за помощью, это бегство от ответственности, из-за неверия в себя и других, это нота безнадежности, из-за отсутствия надежды на разумность жизни.В исследовании Воробьевой В.В., Якиманской И.С.  выделены следующие направления для рассмотрения феномена лени [7]: лень как низкий уровень мотивации, связь со слабой волевой сферой, лень как индивидуальный стиль деятельности, боязнь ответственности, защитная реакция, негативизм внутреннего ребенка, стремление к удовольствию, ресурсное состояние и т.д., наконец, лень как деятельность. В основе ее зачастую лежат не только усталость и перенапряжение, но и негативные эмоции: страх, чувство вины, обида.Страх и боль – блокирующие факторы, задача которых усилить локальное напряжение в живом организме, с целью ограничения его стремления к смерти. Любой страх всегда прикрывает собой желание, чтобы произошло именно то, чего ты боишься. То есть любой страх всегда прикрывает собой влечение к тому, из-за чего он возникает.Усиление страха свидетельствует о двух моментах:а) в окружающей действительности (в том числе собственном теле) обнаружены признаки, угрожающие дальнейшему существованию индивида;б) по ряду причин внутри организма произошло усиление влечения к смерти.Мы  можем предположить, согласно вышесказанного, что патологическую лень, ведущую к рассогласованию жизненных процессов индивидуума, можно рассматривать как форму авитальной активности, направленную на сознательное прекращение собственного биологического функционирования, собственной жизни. В тифоаналитической психологии [3] форму авитальной активности называют суицидальной активностью – человек как бы стремится прекратить свое бытие в настоящем моменте жизни. На феноменологическом уровне этот процесс ведет к тому, что в бодрствующем состоянии человек стремится всячески избегать мыслей, ощущений и разговоров, связанных с пережитой душевной травмой, он избегает людей, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о пережитом, ему трудно воспроизвести в сознании многие важные детали пережитого, у него возникает выраженная тревога и дискомфорт от напоминаний или намеков на пережитые события.Ю.Р. Вагин [ 3] выделяет следующие суицидальные мотивы, которые мы бы охарактеризовали, как внутренние или подсознательные:1.

Альтруистические мотивы суицида отражают желание умереть, «чтобы всем было только лучше»; желание избавить окружающих от проблем, связанных с собственным существованием, никому не мешать, не быть обузой; мысли о том, что собственная смерть может что-то изменить к лучшему вокруг. 2.

Аномические мотивы отражают потерю смысла и интереса к жизни, утрату внутренней силы для жизни, представления о том, что всё хорошее позади и впереди ничего нет. Та жизнь, которая мысленно рисуется впереди, не устраивает по тем или иным причинам. Она не соответствует ожиданиям — и не видно смысла в своём дальнейшем существовании. 3.

Анестетические мотивы отражают представление о том, что только смерть может избавить от внутренних психологических страданий, отражают невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавления от бесконечной и мучительной душевной боли. 4.

Инструментальные мотивы отражают неспособность изменить неблагоприятную для человека ситуацию другим образом, они связаны с желанием доказать что-то хотя бы таким образом, хотя бы своей смертью как последним и самым веским аргументом; иногда же это просто желание привлечь к себе внимание. 5.

Аутопунитические мотивы отражают желание наказать себя, представления о недопустимости своего существования, желание быть самому себе и судьёй, и палачом. 6.

Гетеропунитическая мотивация отражает желание отомстить кому-то, наказать, причинить боль, страдание, пробудить у окружающих муки совести, создать своей смертью проблему для них. 7.

Поствитальная мотивация отражает надежду на что-то лучшее после смерти, желание умереть «здесь», чтобы иметь возможность возродиться к новой жизни, желание уйти «туда», к кому-то очень важному в жизни подростка и любимому, мысль о смерти как о пути к новой жизни. Таким образом, перенапряжение психики человека выражается во внутренних суицидальных мотивах через такие феномены социального общества как жертвенность, отсутствие смысла жизни, бессилие, низкая самооценка и потребность во внимании (инфантильность), вина, мстительность и борьба за справедливость, аутичность, как уход в мир собственны фантазий и мечтаний.  Как форму менее травматичного и трагедийного ухода от этого перенапряжения, психика выбирает механизм защиты, связанный с экономией энергии – лень («ляг, поспи — и все пройдет!»). В этом смысле можно сказать, что лень является проживанием смерти при жизни.  Если предположить жизнь человека, как череду рождающихся и умирающих событий, то лень, как механизм, возникает тогда, когда человек не может начать новое событие, застряв в «умершем» старом. И любое событие, хоть как-то напоминающее не пережитый до конца опыт, включает этот механизм. Один клиент объяснял свою не включенность, низкую эффективность в жизни, отсутствие интереса в достижении поставленных целей тем, что в детском возрасте он не смог полностью пережить боль расставания своих родителей, при разводе. Это расставание для него символизировало его собственную смерть и смерть его родителей: «Мне было десять лет, когда я пережил смерть папы, мамы и свою собственную. С тех пор я не живу». Впоследствии, все конфликтные события в жизни, которые вызывали напряжения его психики, включали механизм оцепенения и выпадения из жизни в сон, аутичность. Это позволяло клиенту наблюдать жизнь, как бы со стороны, без ощущения чувств и эмоций. Вот как описывает Федор Василюк подобное состояние у людей, которые пережили реальную утрату близких людей [6]: «Начальная фаза горя – шок и оцепенение. «Не может быть!»… В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде… человек психологически отсутствует в настоящем, он не слышит, не чувствует, не включается в настоящее, оно как бы проходит мимо него, в то время как он сам пребывает где-то в другом пространстве и времени… Это (трагическое) событие, ни в один из моментов не став психологически настоящим, рвет связь времен, делит жизнь на несвязанные «до» и «после». Шок оставляет человека в этом «до», где умерший был еще жив, еще был рядом. Психологическое, субъективное чувство реальности, чувство «здесь-и-теперь» застревает в этом «до», объективном прошлом, а настоящее со всеми его событиями проходит мимо, не получая от сознания признания его реальности».Еще одна причина автоматического включения механизма лени – некорректная постановка цели, например, в соответствии с формулировкой «Я хочу прожить жизнь, чтобы умереть счастливым». Инстинктивно такая цель вызывает у человека внутреннее сжатие и напряжение, так как речь идет, прежде всего, об «умереть». При этом цель «счастливо» блекнет на фоне цели «умереть», а значит исчезнуть.  И когда клиентка формулирует, что ее основная жизненная цель «прожить жизнь, имея мужа, детей, много друзей и умереть, зная, что это все у меня было», то на это ее внутреннее здравомыслие и животный инстинкт включают защитную реакцию – лень. Она обозначает свою проблему, как отсутствие динамики в жизни, что ничего не происходит: «Я понимаю, что мне нужно делать, но мне лень». Здесь мы видим раскол личности, когда одна часть, сознающая, знает, что нужно делать чтобы жить так как хочется, а другая часть, инстинктивная, включает механизм торможения, чтобы сохранить энергию для выживания, а стало быть, ничего не делать. Наличие желания у человека автоматически предполагает и наличие у него энергии на его реализацию. При этом, для сброса этой энергии (если желание не реализуется), человек все равно должен что-то делать (так как растет внутреннее напряжение). Поэтому человеку надо заниматься любыми посторонними делами: кушать, работать, смотреть телевизор или ленится. В этом смысле, лень — это процесс, на который частично расходуется энергия. Механизм лени запускается для снятия напряжения от желания в результате:а) прошлого негативного опыта (незавершенный гештальт);б) страха смерти, как постоянного изменения жизни;в) страха боли, как телесного ощущения себя в переживании внутреннего напряжения.Современная психотерапия имеет много способов разрешения проблемы малоактивного поведения клиента в жизни. В этом смысле гештальт-подход – один из способов, обладающий рядом преимуществ, среди которых: — помощь клиенту вернуться в «здесь и сейчас»;- помощь клиенту пережить не пережитое, а значит нейтрализовать зависимость от прошлого опыта и, как следствие, от лени;- возможность повысить возбуждение от жизни, когда «страшно» превращается в «страшно интересно»; — помощь в восстановлении человеком контакта с собственными чувствами, возможность их дифференциации, что является основным условием для осознания своих потребностей и включения творческого приспособления в момент напряжения. Это позволяет принять всю гамму своих переживаний и, осознавая их, действовать. В этом случае, инстинкт человека начинает работать естественно, в соответствии с законами живого организма в живом мире. Для человека это выражается в реализации его творческого приспособления к окружающей среде, способы которого и изучает гештальт-терапия. Повторяющиеся затруднения процесса творческого приспособления связаны с накоплением неудовлетворенных потребностей в жизни человека, незавершенными гештальтами или расстройствами self. Нарушение этого процесса выражается в том, что человек автоматически воспроизводит старые паттерны поведения в новых жизненных ситуациях, «подгоняя» эти ситуации под уже известные. С одной стороны, это позволяет ему экономить свои силы, так как ситуация становится известной, а значит предсказуемой, а, с другой стороны, он перестает ощущать жизнь, как процесс, так как превращает ее в набор известных схем. В этом теряется ощущение себя, своих текущих потребностей и желаний, которые заменяются привычками и стереотипами поведения, как правило, ориентированными на социум. Появляется ощущение комфорта, защищенности, стабильности, понятности – я все контролирую и все могу. При этом напряжение, которое может вывести из этого состояния (мысль, желание, внешнее воздействие), поддерживается до определенного предела, а затем нейтрализуется механизмом лени. То есть, в своем стремлении к комфорту, человек живет в состоянии нейтрализации или выхолащивания жизни, как естественного и свободного потока переживаний, событий, взаимодействий. Так внутри человека умирает его живое «я хочу» и возникает механическое «я такой».Если принять, что лень является атрибутом смерти, то можно предположить, что единственной естественной ее альтернативой могут выступать только атрибуты жизни, такие как сексуальность, возбуждение, агрессия, живой интерес. В соответствии с Гештальт-подходом, эти атрибуты максимально проявляются только в контакте с другими людьми. Мартин Бубер так выражает это [1]: «Пока надо мною простирается небо Ты, ветры причинности смиряются у ног моих, и вихрь рока стихает. Я не приобретаю никакого объективного опыта о человеке, которому говорю Ты. Но я состою в отношении с ним, в священном основном слове. Лишь выходя из него, я опять приобретаю опыт. Опыт есть отдаление Ты» .Человек, наедине с собой, склонен быстрее выпадать из состояния переживания жизни. Поэтому, одним из важных аспектов поддержания жизни есть интересное, вдохновляющее, плодотворное общение, которое подпитывает человека в его возбуждении жизнью и наполняет его энергией творчества. Человек может реализовать это возбуждение через конкретные действия, направленные на изменение своей жизни в соответствии с собственными желаниями. Чередование возбуждения и действия дает реальное переживание жизни, без болезненной зависимости от лени. Более того, лень, в этом случае, трансформируется в неделание. Как сказал Ошо: «Когда вы ленивы, это негативный вкус: вы просто чувствуете, что у вас нет энергии, вы чувствуете скуку, вы чувствуете себя сонным, вы чувствуете себя просто мертвым. Когда вы в состоянии неделания, тогда вы полны энергии — это очень позитивный вкус. Вы полны энергии, переполнены. Вы сверкаете, искритесь, вибрируете. Вы не сонны, вы совершенно осознанны. Вы не мертвы — вы необыкновенно живы. Есть вероятность, что ум может вас обмануть, он может представить лень, как неделание. Он может сказать: «Я стал мастером Дзен», — или, — «Я верю в Дао» — но вы не обманываете никого другого. Вы обманываете только самого себя. Итак, будьте бдительны». Таким образом, неделание есть накопление энергии для действия, а лень – это расход энергии для создания ощущения покоя.Подводя итоги, хочется отметить, что феномен лени чрезвычайно интересен, прежде всего тем, что показывает те части или аспекты жизни, которые выпадают из осознания человека и которые для человека являются самыми сильными в поддержании его представления о себе. Это, пожалуй, та единственная существенная работа, за которую человек несет ответственность перед самим собой, для того, чтобы начать жить. Это то с чего начинается любое изменение [8]: «Гештальт побуждает меня прежде всего лучше узнать и принять себя таким, какой я есть на самом деле, не принуждая себя к изменению в соответствии с некоей идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской, моральной, политической или религиозной образцовой моделью. Стать самим собой прежде, чем стать другим, – в этом заключается «парадоксальная теория изменения»… Именно в тот момент, когда я принимаю себя таким, какой я есть, я становлюсь способным изменяться». Очень много внутренней честности нужно для того, чтобы увидеть это, принять это в себе и принять себя в этом. И именно встреча и знакомство со своей ленью и ее причинами может стать отправной точкой тех перемен, к которым человек так стремится в своих мыслях и мечтах.

Схемы салонов самолетов и много другое на сайте samolets.com

Литература 1.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 2.

Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер.с англ. А.Б.Фенько. – М.: Независимая фирма «Класс». – 1998.  3.

Вагин Ю. Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти). — Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003. 4.

Вагин Ю.Р. Психодинамические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Доклад на IV Всероссийской открытой научно-практической конференции «Травматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций». – Пермь. – 2001.5.

Василюк Ф. Психология переживания. М., МГУ, 19846.

Василюк Ф.Е. Пережить горе. www://http.tiphoanaliz.narod.ru7.

Воробьева В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы.  http://www.myword.ru8.

Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта / Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.9.

Леви В.Л. Лекарство от лени. — М.: Метафора, 2005.

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика